У нас вы платите
только один раз!
Официальная регистрация штрих
кодов в системе EAN-13
7 (499) 189-19-62
7 (499) 189-22-15
Заказать звонок

История возникновения торговых знаков

Торговая марка или товарный знак – это то, без чего не обходится ни один успешный бизнес. Именно по этим небольшим наименованиям или изображениям узнаются товары как в пределах одного города, так и по всему миру. Но когда появилась сама идея создания торговой марки?

История прообраза современных товарных знаков

Оказывается, своего рода товарный знак появился в древние времена, когда гончары делали сосуды единичного производства, а богачи имели сотни поголовий скота, а также множество фамильных реликвий. В то время товарный знак назывался тамгой.

Значение тамги было довольно широким – это и указание на человека, который создал тот или иной товар, и признак собственности предметов, скота и даже людей. В древнем Риме, где было широко распространено рабство, тамги на гладиаторах и простых рабах выжигали, а на личных рабах и рабынях богатых господ рисовали хной.

Уже в то время зародилась одна из основных функций товарного знака – это гарантия качества, ведь именно по производителю или владельцу судили о том, какой ценностью обладает тот или иной товар.

Чуть позже, когда началось активное развитие товарно-денежных отношений, тамгу вытеснило клеймо, которое указывало непосредственно на производителя товара, если дело касалось вещей, и на принадлежность к ранчо, если дело касалось скота или зерна. Ещё до наступления 10 века клеймо стало обязательной частью любой качественной продукции.

Ещё более прочное положение товарный знак и виде клейма занял в 1272 году. Именно тогда во Франции было принято помечать клеймом мастера все ювелирные изделия и ставить на них пробу – отметку о содержании драгоценных металлов. Эта традиция сохранилась и по сей день.

Чуть позже в Англии начали появляться вывески, символизирующие о роде деятельности владельца лавки или магазина. Вряд ли сегодня найдётся хотя бы один человек, который не сможет узнать аптеку в изображении зелёного креста. Так, ещё в 17 веке в Англии три куска сахара говорили о бакалейщике, а шест с разноцветными лентами – о парикмахере и т.д.

.

Развитие товарного знака в России

Первые упоминания о том, что торговая марка появилась в России, относятся к 1754 году, когда великая княгиня Елизавета Петровна издала указ о клеймении всей продукции русского производства, чтобы можно было отслеживать и ограничивать число ввозимых из-за границы товаров. Екатерина II чуть позже поддержала и ужесточила этот указ, распорядившись всем, кто имеет собственное производство, создать собственный штемпель и ставить его на своих изделиях. Именно штемпель явился прародителем товарного знака на территории России.

В 1830 году был основан Департамент торговли и мануфактур, в котором проходила регистрация всех штемпелей. Почти 30 лет спустя в этом же Департаменте могли начать регистрацию и иностранные производители, которые хотели распространять свои товары на территории России.

Торговая марка в современном мире

Сегодня товарный знак – это визитная карточка компании.

Как известно, потребитель выбирает товары тех копаний, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны и держатся на рынке долгие годы и даже десятилетия. Вряд ли кто-то из них сможет назвать имя основателя или юридическое наименование понравившегося ему производителя, зато товарный знак сможет узнать каждый. Все ведущие мировые бренды широко используют товарные знаки в политике продвижения компании.

На сегодняшний день существует бесчисленное множество торговых марок в различных сферах – это и товары, и услуги и т.д. Некоторые их них узнаются повсеместно, другие же – не получили широкого распространения. Определённо ясно одно – регистрация торгового знака обязательно, если хотите, чтобы ваш бизнес добился успеха. Сегодня развитие собственного дела без регистрации товарной марки обязательного потерпит крах на самых истоках.

Прихоть или необходимость?

То, что создание товарного знака – это необходимость в развитии бизнеса, это вполне логично и понятно. Но нужно ли регистрировать его?

Этот вопрос встаёт очень остро, когда становится известна цена регистрации – как минимум, 30 000 рублей. Для крупного бизнеса это не очень большая сумма, а вот у развивающейся компании каждая копейка на счету. Так чем могут помочь такие траты?

Если вы решили открыть небольшой магазинчик местного масштаба, то, естественно, регистрировать товарный знак вам не обязательно. Более того, не обязательно вообще его использовать в своей работе. Однако, если вы планируете крупное производство, сеть магазинов или же крупную компанию по оказанию каких-либо услуг, то товарный знак вам просто необходим. Но для чего же нужно его регистрировать?

Предположим, что ваше дело процветает – завоевало успех у широкой аудитории клиентов и приносит неплохой доход. Ваша торговая марка известна своей хорошей репутацией. И тут появляется ещё одна компания, которая оказывает такие же услуги – то есть попросту пользуется вашим авторитетом для заработка собственных денежных средств. В такой ситуации можно было бы запретить сторонней компании использовать ваше имя, если оно было официально зарегистрировано в Роспатенте. Однако, если вы этого не сделали, то владелец этой сторонней компании может сам зарегистрировать вашу торговую марку на своё имя и запретить уже вам предоставлять услуги под этим товарным знаком.

К сожалению, с юридической точки зрения этот человек будет прав, и ни один суд не сможет вернуть вам потраченные силы и средства. Чтобы такой ситуации не произошло, регистрировать торговую марку надо вовремя.

В процессе регистрации ваш товарный знак обязательно будет проходить такой этап как «проверка товарных знаков на тождественность». Это как раз нужно для того, чтобы сторонняя компания не пользовалась успехом и авторитетом более успешного конкурента. Если будут обнаружены сходства вашего товарного знака с другим, ранее зарегистрированным, то вам обязательно откажут в его регистрации. Схожесть допускается только в том случае, если заявку подаёт одно и то же юридическое лицо – то есть компания будет распространять свою продукцию или услуги под схожими товарными знаками.

Назад в каталог статей

Свидетельство о регистрации

Заказать штрих-код

Получить бесплатную консультацию специалиста

Гарантируем конфиденциальность ваших данных. Заявка ни к чему вас не обязывает.